Приложение. Положение об органах информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 09/2006, стр. 28-31

Совершенствование информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации

Генерал-майор В.М. БУРЕНОК ,

доктор технических наук

В ПОСЛЕДНИЕ годы в Министерстве обороны РФ предприняты важные шаги по повышению уровня информационного обеспечения процессов жизнедеятельности и управления Вооруженными Силами страны. Изданы приказы министра обороны от 7 июля 2004 года № 204 «О мерах по выполнению в Министерстве обороны Российской Федерации постановлений Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года № 26 «О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд» и от 2 июня 2001 года № 436 «О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд».

Под каталогизацией продукции (вооружения, военной техники, их составных частей и комплектующих изделий, военно-технического и другого имущества), разрабатываемой и закупаемой для федеральных государственных нужд, понимается скоординированная деятельность федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций по единообразному описанию и распознаванию (идентификации) однотипной продукции, присвоению ей номенклатурных номеров и документированию этой информации в виде единого федерального каталога (далее - каталога). Каталог содержит сведения о номенклатуре и характеристиках отдельных единиц промышленной продукции (далее - предметов снабжения) и призван стать единой информационной базой для всех учреждений, организаций и промышленных предприятий России, участвующих в формировании и реализации ее военно-технической политики, обеспечивает их эффективное взаимодействие. Каталог предназначен для управления номенклатурой и качеством разрабатываемых и закупаемых предметов снабжения, решения проблем технического обеспечения (размещения заказов, учета накопления и движения запасов, автоматизации складской деятельности и др.), утилизации и экспорта на основе единой системы формализованного описания, классификации, кодирования и учета предметов снабжения.

В практическом плане использование такой системы позволяет:

обеспечить эффективную информационную поддержку задач планирования развития, заказов, поставок, эксплуатации, ремонта, утилизации и экспорта ВВТ, решаемых федеральными органами исполнительной власти;

оценивать целесообразность создания и облик новых образцов ВВТ, выявлять однотипные (одинаковые) комплектующие на основе более полного сопоставительного анализа финальных изделий и их важнейших составляющих (в том числе и зарубежных) для исключения дублирования;

повысить эффективность реализации программ и планов развития системы вооружения за счет улучшения информационного обеспечения процессов сбора, обработки и анализа данных, синтеза предложений всех организаций и органов, участвующих в решении задач обоснования и реализации военно-технической политики Российской Федерации.

Еще одним важным шагом в повышении качества информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил явилась разработка ряда документов, являющихся системой исходных данных в той или иной области, например, системой исходных данных по средствам воздушно-космического нападения, единой системой исходных данных для разработки государственной программы вооружения и т. п. Структура последней одобрена решением Совета безопасности РФ от 11 марта 2003 года. В ряду таких документов находятся и так называемые табели срочных донесений, в соответствии с требованиями которых в вышестоящие органы представляется информация о текущей деятельности Вооруженных Сил. Такого рода документы являются информационной платформой для выработки решений по важнейшим направлениям развития ВС РФ.

Системность работе по информационному обеспечению ВС РФ придала утвержденная начальником Генерального штаба ВС РФ 16 декабря 2004 года «Концепция единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации». В развитие этого документа в конце 2005 года разработан проект «Положения о Службе информационных ресурсов (Информационной службе) Вооруженных Сил Российской Федерации».

Основными целями создания Информационной службы являются:

обеспечение методологического и организационного единства в области информационной поддержки процессов управления Вооруженными Силами РФ;

создание условий для повышения качества информационного взаимодействия автоматизированных систем военного назначения;

формирование основ единого терминологического, понятийного и кодового аппарата в ВС РФ;

обеспечение основ создания Единого информационного пространства (ЕИП) ВС РФ.

Главным предназначением ЕИП ВС РФ является удовлетворение в реальном масштабе времени информационных потребностей органов военного управления (ОВУ). Эту задачу предполагается решать путем концентрации и интеграции актуальной, полной, достоверной и сформированной по определенным правилам информации, а также обеспечения возможности ее своевременного представления в соответствии с установленным порядком доступа.

В русле формирования ЕИП лежит и работа по внедрению в деятельность Министерства обороны ИПИ-технологий, т. е. технологий информационной поддержки жизненного цикла изделий. Данные, порождаемые этими технологиями, представляются в виде, регламентированном ИПИ-стандартами, и служат для обмена или совместного использования различными участниками заказа, разработки, эксплуатации и утилизации ВВТ. Идеологически (методологически) создание ЕИП и внедрение информационной поддержки жизненного цикла изделий являются родственными процессами, вследствие чего должны вестись одновременно с использованием единых принципов и стандартов. Подготовленная в Министерстве обороны «Концепция разработки, внедрения и развития технологий информационной поддержки жизненного цикла изделий вооружения и военной техники» в настоящее время проходит завершающую стадию согласования в органах военного управления.

Одним из основных принципов развития ЕИП является принцип разделения и закрепления ответственности за развитие тех или иных видов информационных ресурсов между органами и организациями МО РФ. Каждый орган военного управления (организация) должен знать, кто отвечает за конкретный блок информации, каким образом и кому предоставляет ее, на основе каких документов (источников) актуализирует информацию, какую ответственность несет за поддержание и развитие этого информационного блока. Для этого, возможно, потребуется периодическое издание приказа министра обороны, в котором будет объявляться система информационных документов, разрабатываемых в Вооруженных Силах, назначаться ответственные за ведение этих документов, определяться порядок обмена этой информацией. При этом должно быть запрещено использование ОВУ и научно-исследовательскими организациями (НИО) Министерства обороны в своей работе сведений из других источников информации как нелегитимных.

Почему возникла необходимость реализации такого принципа? Дело в том, что сейчас практически в каждом органе и организации сформированы или формируются базы данных, содержащие практически всю информацию, которая может потребоваться в практике работы этих структур. Источники наполнения таких баз данных самые разнообразные, поэтому такая информация не всегда обладает высокой достоверностью. Опыт взаимодействия с ОВУ и НИО МО показывает, что, например, сведения об одном и том же образце, полученные из разных организаций, зачастую настолько расходятся, что идентифицировать его (образец) как один и тот же невозможно. Соответственно, любые расчеты на самых адекватных и верифицированных моделях будут бессмысленны, если в качестве исходных данных используется неуточненная информация. И, естественно, принимаемые решения окажутся ошибочными.

Поэтому информационный блок, ответственность за который и источники актуализации которого будут нормативно определены и закреплены, должен стать информационным эталоном, с которым должны сверяться все остальные потребители информации.

Другой важный принцип развития ЕИП - это принцип встраивания новых информационных ресурсов в систему информационного обмена, существующую в Министерстве обороны, либо рациональное изменение элементов и связей этой системы для обеспечения функционирования нового информационного ресурса. Дело в том, что зачастую при создании того или иного информационного блока одновременно заново формируется информационный поток для его актуализации, что ложится дополнительной нагрузкой на ОВУ и НИО МО. Так получилось с упомянутой выше системой каталогизации продукции, для функционирования которой требуется формирование и представление в центр каталогизации Министерства обороны органами военного управления ряда вновь введенных в действие информационных документов (стандартных форматов данных, каталожных описаний и др.). А поскольку обратная связь («польза» от этой деятельности для тех, кто предоставляет информацию) пока крайне слаба, такая работа ведется с низкой интенсивностью. Решением данной проблемы каталогизации может стать нормативное закрепление требования по включению в государственный оборонный заказ в части серийных поставок и модернизации только тех образцов В ВТ, сведения о которых уже внесены в каталог.

Снизить трудоемкость подготовки табелей срочных донесений (ТСД) можно путем автоматизации процессов ведения формуляров, паспортов, планов, журналов учета и других документов, которые составляют его информационную основу и которые должны быть в базе данных локальной сети ОВУ или организационно-штатного формирования и связаны с полями ТСД. Тогда подготовка ТСД может осуществляться «нажатием кнопки», вместе с тем существенно повысится их достоверность.

Третьим принципом должен стать принцип минимизации циркулирующей в ЕИП информации, включение в него только тех информационных ресурсов, которые нужны при принятии решений на разных уровнях военного управления. Примером не совсем удачной реализации данного принципа могут стать те же ТСД, каждый из которых по своему объему крайне перегружен, при этом часть информации пересекается с содержанием других табелей. Но, как показывает опыт, с одной стороны, содержащаяся информация в них не обеспечивает в полном объеме возможность принятия решений по некоторым аспектам развития Вооруженных Сил и системы вооружения, а с другой - часть информации представляется излишней, включенной в табели «на всякий случай». Необходима ревизия такого рода документов, изъятие из них невостребованной информации и обеспечение наличия необходимой, т. е. оптимизация этих информационных ресурсов.

Еще одним принципом развития ЕИП является унификация и стандартизация информационных ресурсов (т. е. введение единых правил представления данных об информационных объектах, осуществления их обработки) и используемых для этого технических и программных средств.

Немаловажным условием создания ЕИП является техническое обеспечение этого процесса (оснащение вычислительной техникой ОВУ и оргштатных формирований), обучение личного состава основам информатики и правилам эксплуатации вычислительной техники. Очевидно, что данная работа не менее сложная и финансово емкая, чем создание опытного образца системы сбора и обработки данных.

В заключение обратим внимание на организационную проблему информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил - необходимость подключения ОВУ и НИО МО к информационным ресурсам глобальной информационной сети «Интернет». В условиях крайне недостаточного финансирования закупок методической и технической литературы, практически полного отсутствия доступа (подписки) к иностранным техническим изданиям использование этих ресурсов стало бы весомой компенсацией информационного «голода». К сожалению, наличие приказов и директив министра обороны, регламентирующих доступ к сети «Интернет», не гарантирует подключение к ней ОВУ и НИО. По-прежнему существует настороженное отношение к этой сети со стороны органов, выдающих разрешение на подключение к ней. По этой причине большинство организаций Министерства обороны находятся в информационном «вакууме».

Таким образом, формирование ЕИП ВС стоит в ряду актуальнейших задач в плане совершенствования информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил страны. В силу своей высокой ресурсо- и трудоемкости требуется вовлечение в этот процесс широкого круга органов и организаций Министерства обороны Российской Федерации.

Военная Мысль. 2004. № 9. С. 10-14.

В настоящее время «Положение» введено в действие приказом министра обороны № 260 от 22.07.06 (прим. редактора).

Военная Мысль. 2004. № 11. С. 29-34.

ИПИ-технология (в английской аббревиатуре - CALS) - информационная технология описания изделий (образцов) ВВТ, производственной среды, процессов, протекающих там, а также ресурсов, необходимых для осуществления этих процессов.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие Петров Сергей Викторович

3.2. Информационное обеспечение оборонных мероприятий и боевых действий

Согласно Доктрине, к объектам обеспечения информационной безопасности в сфере обороны относятся:

информационная инфраструктура центральных органов военного управления и органов военного управления видов Вооруженных сил РФ и родов войск, объединений, соединений, воинских частей и организаций, входящих в состав Вооруженных сил РФ, научно-исследовательских учреждений Министерства обороны РФ;

информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса и научно-исследовательских учреждений, выполняющих государственные оборонные заказы либо занимающихся оборонной проблематикой;

программно-технические средства автоматизированных и автоматических систем управления войсками и оружием, вооружения и военной техники, оснащенных средствами информатизации;

информационные ресурсы, системы связи и информационная инфраструктура родов войск, воинских формирований и органов.

К числу внешних угроз информационной безопасности в сфере обороны Доктрина относит:

все виды разведывательной деятельности зарубежных государств;

информационно-технические воздействия (в том числе радиоэлектронную борьбу, проникновение в компьютерные сети) со стороны вероятных противников;

диверсионно-подрывную деятельность специальных служб иностранных государств, осуществляемую методами информационно-психологического воздействия;

деятельность иностранных политических, экономических и военных структур, направленную против интересов РФ в сфере обороны.

Внутренними угрозами, представляющими наибольшую опасность в данной сфере, являются:

нарушение установленного регламента сбора, обработки, хранения и передачи информации, находящейся в штабах и учреждениях Министерства обороны РФ, на предприятиях оборонного комплекса;

преднамеренные действия, а также ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;

ненадежное функционирование информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;

возможная информационно-пропагандистская деятельность, подрывающая престиж Вооруженных сил РФ и их боеготовность;

нерешенность вопросов защиты интеллектуальной собственности предприятий оборонного комплекса, приводящая к утечке за рубеж ценнейших государственных информационных ресурсов;

нерешенность вопросов социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

Перечисленные внутренние угрозы будут представлять особую опасность в условиях обострения военно-политической обстановки.

Главными направлениями совершенствования системы обеспечения информационной безопасности в сфере обороны считаются:

систематическое выявление угроз и их источников, структуризация целей обеспечения информационной безопасности в сфере обороны и определение соответствующих практических задач;

проведение сертификации общего и специального программного обеспечения, пакетов прикладных программ и средств защиты информации в существующих и создаваемых автоматизированных системах управления военного назначения и системах связи, имеющих в своем составе элементы вычислительной техники;

постоянное совершенствование средств защиты информации от несанкционированного доступа, развитие защищенных систем связи и управления войсками и оружием, повышение надежности специального программного обеспечения;

совершенствование структуры функциональных органов обеспечения информационной безопасности в сфере обороны и координация их взаимодействия;

совершенствование приемов и способов стратегической и оперативной маскировки, разведки и радиоэлектронной борьбы, методов и средств активного противодействия информационно-пропагандистским и психологическим операциям вероятного противника;

подготовка специалистов по обеспечению информационной безопасности в сфере обороны.

При современном геополитическом положении России, когда перед Вооруженными силами РФ встает проблема обеспечения военной безопасности страны в условиях резкого ограничения состава и возможностей группировок наших войск, применение принципов стратегии «непрямых» действий, включая ее информационную составляющую, становится особенно актуальным.

Основу достижения победы в военных действиях в XXI в. все в большей степени будут определять не технические средства, а информация. Эти изменения вытекают из содержания осуществляемого человечеством в настоящее время перехода от постиндустриального общества к обществу информационному. Уже сегодня, когда с традиционных подходов к ведению вооруженной борьбы акцент все более смещается в информационно-интеллектуальную область, теория и практика военного искусства России стоят перед необходимостью разработать и практически реализовать систему контрмер западной концепции «информационной войны» и создать собственную систему наступательных и оборонительных действий нового типа.

Информационное превосходство будет главной составляющей военной стратегии нынешнего столетия подобно тому, как в XX веке такими составляющими являлись господство в воздухе и массированное применение бронетанковой техники.

Среди факторов, определяющих успех вооруженной борьбы, всегда важнейшим был и остается человеческий фактор. Наряду с огневым поражением личного состава все чаще планируется использование информационно-психологического воздействия. Общая тенденция состоит в переходе от истребления противника средствами обычных войн к попыткам деморализовать его, парализовать его активность, не уничтожая физически. Воздействие информационного оружия на человека связано, прежде всего, с дезорганизацией его сознания и поведения, подавлением воли к сопротивлению, изменением отношения к противнику и установок на ведение боевых действий.

Для решения этой задачи могут использоваться:

так называемые «мягкие» методы информационного поражения, воздействующие на сознание человека, в частности, пропаганда, дезинформация, внушение и т. п.;

так называемые «жесткие» методы информационного поражения, способные дезорганизовать поведение воина на глубинном, подсознательным уровне. Уже известны факты создания для этих целей генераторов частотной кодировки мозга, биолокационных установок, высокочастотных и низкочастотных генераторов, химических и биологических средств.

В обоих случаях делается попытка реализовать древний идеал враждующих сторон: победить, не вступая в бой. При этом необходимость перехода к силовому достижению целей операции считается стратегической неудачей и его использование допускается только в крайнем случае.

Командир – главное звено в системе подготовки и ведения боевых действий. Поэтому попытки воздействовать на его эмоциональную сферу, дезорганизовать мышление и поведение всегда будет важнейшей задачей информационно-психологического воздействия.

По мнению экспертов, такие операции будут начинаться загодя, еще на стадии разработки планов вооруженного конфликта, и на его начальных стадиях. Обычные боевые действия могут даже не планироваться. Достижение целей противоборства в идеальном варианте должно обеспечиваться только средствами информационной войны.

Полностью силы и средства информационной войны могут быть задействованы и в ходе самих боевых операций. В этом случае будет решаться задача уничтожения систем боевого управления, информационных систем получения, хранения и переработки информации военного и государственного значения, а также морально-психологического подавления противника.

Информационная война представляет собой сложную многоярусную структуру действий и операций, направленных одновременно на решение наступательных и оборонительных задач. Примерный перечень разнонаправленных усилий в ходе информационного противостояния представлен в табл. 3.1.

Таблица 3.1.

Информационное обеспечение наступательных и оборонительных действий

«Мы приближаемся к такой ступени развития, когда уже никто не является солдатом, но все являются участниками боевых действий. Задача теперь состоит не в уничтожении живой силы, но в подрыве целей, взглядов и мировоззрения населения, в разрушении социума» (из выступления представителя руководства Пентагона).

По мнению военных экспертов, в оборонной сфере наиболее уязвимыми считаются:

информационные ресурсы аппарата Министерства обороны, Генерального штаба, главных штабов видов Вооруженных сил и родов войск, научно-исследовательских учреждений, содержащих сведения о планах подготовки и ведения действий, о составе и дислокации войск;

информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса, содержащих сведения об объемах создаваемой военной техники и ее боевых возможностях;

системы связи и управления войсками и оружием, их информационное обеспечение;

морально-психологическое состояние войск и населения.

Информационно-психологическое воздействие противника на личный состав армии и флота станет значительно менее эффективным, если заблаговременно (и постоянно) будет осуществляться информационное обеспечение задачи, связанной с реальным повышением статуса человека в погонах, созданием благоприятного в общественном восприятии имиджа военной службы и Вооруженных сил. Недостаточность такого обеспечения в современной России существенно облегчает работу наших соперников в информационной войне.

При современных возможностях доведения информации до объекта воздействия информационные войны не знают границ – ни пространственных, ни временных. Достижения в техническом оснащении средств массовой информации и коммуникации, а также в способах их применения позволяют сегодня оказывать воздействие практически на каждого человека и почти в любой точке Земли. Современная информационная война – прямой продукт глобализации мира. И она будет носить действительно глобальный характер. В число сфер ведения боевых действий войдет не только физическое пространство (суша, море, воздух, космос), но и информационная сфера, включающая, в частности, виртуальное пространство Интернета, а также социальное, психологическое, идеологическое и духовное пространства, в рамках которых и будет наноситься основное поражение противнику. В отличие от прошлых войн, понятие «театр военных действий» оказывается весьма условным.

Поле боя ХХІ века – это информационная сфера, в которой разворачиваются наступательные и оборонительные операции.

К характерным особенностям глобальной информационной войны, которая нередко определяется как очередная «мировая война», военные специалисты относят следующие:

война будет основана, прежде всего, на возможности управления и манипулирования общественным сознанием, подчинения воли человека. Основным объектом воздействия станут люди;

главные потери ожидаются не в традиционном, физическом, смысле, а в духовном, психологическом, политическом, социальном. Считается, что такие потери способны в большей степени, чем физические, стать определяющими для исхода войны;

важную роль будет играть манипулирование настроением и установками населения страны в целом, а также использование технологий подготовки внутренней оппозиции в странах – жертвах агрессии. Что из себя могут представлять такие процессы, хорошо показали прокатившиеся по странам Восточной Европы и части Азии – при поддержке США – так называемые «цветные» революции;

одновременно будет проводиться активная работа по подрыву авторитета государства, его сотрудничества с другими странами. Это тоже можно было видеть в последних акциях США (например, в Югославии, Ираке, Сомали, Белоруссии);

возрастет роль «невоенных» средств борьбы и «непрямых действий», то есть действий бесконтактным способом;

эффективность информационного оружия будет определяться тем, насколько оно поражает сущностную основу человека, его волю, нравственность, ментальность. И это поражение по своим последствиям будет более губительным для человека и человечества, чем огневое;

в отличие от всех предшествующих войн информационная война будет перманентной, непрерывно расширяющейся во времени и пространстве и, следовательно, более продолжительной, растянутой на многие годы и даже десятилетия.

Как известно, информационное оружие уже прошло успешную «обкатку» в «холодной войне» 1945–1991 гг. И мир убедился, что невоенные, нетрадиционные средства, способы и методы борьбы во много раз эффективнее традиционных военных. Масштаб демографических, территориальных, политических, экономических, психологических потерь Советского Союза после поражения в этой войне оказался неизмеримо большим и труднее восполнимым, чем ущерб Германии и Японии, проигравших Вторую мировую войну.

В настоящее время невозможно предположить, кто станет победителем в войне, где основным объектом воздействия является психика человека. И, главное, невозможно определить, каким будет послевоенный психологический облик и победителей, и побежденных. Вполне вероятно, что стратегическим итогом такой войны окажется принципиально деформированная психика людей. Следовательно, сегодня более важно думать не о том, как выиграть информационную войну, а о том, как ее остановить, как наложить вселенский запрет на информационное оружие как оружие массового поражения.

Однако пока такого запрета нет, необходимо по крайней мере заботиться о защите от информационного оружия, об обеспечении информационной безопасности человека, общества, государства. В ходе «холодной войны» 1945–1991 гг. (по своей сути уже тогда главным образом информационной) советское руководство – гражданское и военное – оказалось не готово к новым, отличным от войны 1941–1945 гг., формам противостояния. В итоге самая могучая в мире Советская армия, не вступая в битву, проиграла войну. История может повториться еще раз, в очередной войне, которая, видимо, уже ведется «неочевидными», «негорячими» средствами. Готовимся ли мы к комплексному использованию современных сил и средств (среди которых главные – информационные) или все еще надеемся лишь на мощь стратегических ракет, танковых армад и массовых армий? По мнению военных экспертов, в стратегии Российского государства понятие «война» по-прежнему рассматривается, главным образом, через призму вооруженной борьбы между государствами. Поэтому сохраняющиеся в армии, обществе, институтах власти традиционные представления о войне и мире могут с большой вероятностью сыграть такую же роковую роль в судьбе постсоветской России, как и в судьбе СССР.

Из книги Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем автора Раскин Джефф

5.2. Каталог элементарных действий Если вы разрабатываете интерфейс, то должны знать палитру всех его возможностей, аналогично тому, как художник имеет на своей палитре набор всех возможных красок. Спектр элементарных действий, которые пользователь может выполнить,

Из книги СРЕДСТВА ПРОГРАММНЫЕ СИСТЕМ ВООРУЖЕНИЯ. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ автора Автор неизвестен

ПРИЛОЖЕНИЕ Г (информационное) БИБЛИОГРАФИЯ Руководящий документ. Несанкционированный доступ к информации. Термины и определения. - М.: Гостехкомиссия, 1992 Руководящий документ. Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от

Из книги ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. РУКОВОДСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕМ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ автора Автор неизвестен

Из книги ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВСТРОЕННЫХ СИСТЕМ. Общие требования к разработке и документированию автора Госстандарт России

Из книги Обеспечение безопасности образовательного учреждения автора Петров Сергей Викторович

Из книги Охрана труда на производстве и в учебном процессе автора Петров Сергей Викторович

5.12.6 Координация действий с соисполнителями Разработчик должен координировать действия соисполнителей, рабочих групп и групп связи в соответствии с

Из книги Эскадренные миноносцы типа "Новик" в ВМФ СССР автора Лихачев Павел Владимирович

6.9. Организация мероприятий по противодействию терроризму в ОУ Руководство мероприятиями по противодействию терроризму и экстремизму в ОУ осуществляет его штатный руководитель. Для организации практических действий и работы с документами по этим вопросам решением

Из книги Авиация и космонавтика 2001 05-06 автора

2.11. Требования безопасности при проведении внешкольных и внеклассных мероприятий. Перевозка учащихся на автомобильном транспорте Проведение массовых мероприятийК организации и проведению массовых мероприятий (вечеров, утренников, концертов, фестивалей, конкурсов,

Из книги Мир Авиации 2003 02 автора Автор неизвестен

3.1. Пожарная безопасность как система государственных и общественных мероприятий Механизмы возникновения и развития пожаровПожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Горение

Из книги Крылья Сикорского автора Катышев Геннадий Иванович

ЖУРНАЛ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ЭСМИНЦА "ЭНГЕЛЬС" В ПЕРИОД С 29 НОЯБРЯ ПО 21 ДЕКАБРЯ 1939 г. 29 ноября14. 02. Получено приказание: послать необходимые силы для овладения островами.23.45. Доприняли топливо.30 ноября01.22. Получен сигнал "Начало операции".06.02. Снялись с якоря, пошли на выполнение

Из книги Авиация в локальных войнах автора Бабич В. К.

ПОВЫШЕНИЕ БОЕВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Ил-2 АМ-38Ф "крыло со стрелкой". Государственные испытания, 1943 г.С целью повышения боевой живучести Ил-2 с мая 1943 г. на штурмовик стали устанавливаться фибровые про- тектированные бензобаки, которые значительно лучше обеспечивали

Из книги Боевые корабли автора Перля Зигмунд Наумович

История боевых действий 62-й бомбардировочной авиадивизии ВВС 5 армии Юго-Западного фронта В состав дивизии входили бомбардировочные полки: 52-й и 94-й на самолетах СБ и Пе-2, а также 226-й и 227-й – на самолетах Су-2.О тех или иных событиях можно узнать из казенных строчек

Из книги Цифровая стеганография автора Грибунин Вадим Геннадьевич

ВЕРТОЛЕТЫ В БОЕВЫХ УСЛОВИЯХ В настоящее время вертолеты широко используются в военных целях. Распространено мнение, что винтокрылые летательные аппараты как средство вооруженной борьбы получили признание только после войны в Корее. Однако это не совсем так. Первые

Из книги автора

1. Изоляция района боевых действий Как отмечалось в зарубежных публикациях, эта боевая задача является главной для истребителей-бомбардировщиков. Однако самолеты этого назначения по своим характеристикам и боевым возможностям мало подходили для условий ведения

Из книги автора

Из истории боевых кораблей

Из книги автора

3.2. Информационное скрытие при активном противодействии нарушителя В рамках первого подхода к оценке скрытой пропускной способности рассмотрим общую формулировку задачи информационного скрытия при активном противодействии, оказываемым нарушителем. Основные

Генерал-майор запаса В.К.Копытко, доктор военных наук, профессор, академик АВН;

полковник В.Н.Шептура, кандидат военных наук, доцент

Концепция развития системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации до 2025 года одной из главных целей определяет гарантированное управление войсками (силами) и оружием в едином информационном пространстве (ЕИП).

В существующих концептуальных документах под единым информационным пространством Вооруженных Сил Российской Федерации понимается совокупность всех информационных ресурсов Вооруженных Сил, упорядоченная по единым принципам и правилам формирования, формализации, хранения и распространения .

Необходимость создания единого информационного пространства Вооруженных Сил обусловлена появлением новых форм и способов ведения вооруженной борьбы и соответствующих способов управления этой борьбой, например, сетецентрического управления войсками и оружием; использованием в процессах управления современных информационных и телекоммуникационных технологий; повышением требований к Вооруженным Силам в условиях их перехода на новый облик.

Отставание Российской Федерации в развитии технологий имитации и моделирования ситуаций, прогнозирования и поддержки принятия решений от 5 до 10 лет, а в области разработки компьютерных технологий и автоматизированном управлении – более чем на 10 лет, по оценкам экспертов является серьезной угрозой обороноспособности государства .

Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов с участием США и НАТО показал, что существует возможность обеспечения высокой скорости передачи информации по компьютерным сетям до 1,5 млрд слов в минуту, что позволяет сократить цикл управления войсками более чем в 2,5 раза.

Анализ процессов реализации достижений в области современных информационных технологий позволил установить основные подходы к формированию единого информационного пространства в зарубежных армиях. В основном они направлены на достижение главной цели – установление значительного роста качества информационного обеспечения управления боевыми действиями, на что затрачиваются значительные объемы экономических, технологических и интеллектуальных ресурсов государств .

В Вооруженных Силах Российской Федерации построение единого информационного пространства регламентируется целым рядом документов, содержание которых предусматривает удовлетворение информационных потребностей органов военного управления (ОВУ) за счет совершенствования информационной поддержки принятия решений (рис. 1).

Однако в этих документах содержится различное толкование сходных базовых терминов инфосферы управления войсками (силами). Это не позволяют правильно сформировать дерево целей и четко установить этапы и сроки создания единого информационного пространства.

Рис. 1. Концептуальные документы создания единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации

По нашему мнению, единое информационное пространство Вооруженных Сил представляет собой специальным образом упорядоченную и взаимосвязанную совокупность информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов, организованных и функционирующих во времени и пространстве (в космосе, воздухе, море и на суше), с целью повышения качества управления Вооруженными Силами и оружием в мирное и военное время.

Мировой опыт создания сетевых информационных структур показывает, что архитектура единого информационного пространства Вооруженных Сил должна обеспечивать возможность рационального сочетания централизованного и распределенного использования информации на всех уровнях управления. Кроме того, она должна обладать гибкой системой обеспечения, состоящей из организационного, программного и технического компонентов(рис 2).

Рис. 2. Архитектура единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации

Объективно существующее информационное пространство Вооруженных Сил в настоящее время нельзя считать единым вследствие нерешенности ряда проблем организационного характера. Рассмотрим их несколько подробнее.

Отсутствие в концептуальных и уставных документах, регламентирующих формы и способы ведения военных действий, определения места, роли и порядка использования единого информационного пространства. Это особенно актуально для тактического звена управления, где активно применяются современные сетевые технологии, в том числе и самоорганизующиеся, такие как Mesh-технологии. Данная система – один из элементов сетецентрических способов организации связи, разведки и ведения боевых действий.

Создание виртуальных пунктов управления и распределенных узлов связи потребует пересмотра не только алгоритма работы командующего и штаба, но и всего комплекса отрабатываемых должностными лицами ОВУ документов. Об этом необходимо думать уже сейчас и вырабатывать соответствующие предложения для их последующего включения в боевые уставы и наставления.

Одной из основных проблем в области формирования единого информационного пространства является несовершенство нормативной правовой базы, регламентирующей формирование, тиражирование и использование информации, что не позволяет обеспечить реализацию ряда требований как к информации и информационному обеспечению, так и к управлению Вооруженными Силами в целом.

Многие документы (особенно регулирующие порядок обработки информации закрытого характера) ориентированы на устаревшие бумаж­ные технологии и не учитывают особенностей обработки и передачи информации в АСУ. Чего стоит одно только требо­вание запрета копирования или учета всех копий того или иного документа или запрет на использование флеш-карт в работе.

В качестве направлений выхода из сложившейся ситуации является разработка концептуальных положений и согласованной норматив­ной правовой базы по ведению военных действий с учетом специфики современной инфосферы управления войсками и преимуществ единого информационного пространства.

Следующей проблемой организационного характера является отсутствие органов, обеспечивающих координацию работ по созданию, тиражированию и использованию информации (информационных ресурсов).

До настоящего времени в Вооруженных Силах не создано целостной структуры руководства информационными ресурсами на всех уровнях управления. Так, для обеспечения использования информационных ресурсов в Генеральном штабе имеется Главный вычислительный центр, однако в военных округах и общевойсковых армиях эти задачи решать на повседневных пунктах управления некому, так как центры АСУ ликвидированы. В полевой составляющей все наоборот: в военных округах и общевойсковых армиях в составе бригад управления созданы центры автоматизированных пунктов управления, а в Генеральном штабе в составе полевого узла связи Генерального штаба такое подразделение отсутствует.

Решение данной проблемы видится в возложении этой функции на службу информационных ресурсов Вооруженных Сил, которая должна обеспечить централизованное руководство процессами создания, ведения и развития единой информационной среды . Структурными элементами службы информационных ресурсов Вооруженных Сил должны стать информационные органы и подразделения при штабах всех звеньев управления(рис. 3).

Рис. 3. Структура службы информационных ресурсов Вооруженных Сил и структурных подразделений, обеспечивающих функционирование единого информационного пространства (вариант)

Рассматривая организационные аспекты создания единого информационного пространс­тва нельзя обойти стороной острейшую проблему недостатка квалифицированных специалистов, владеющих навыками работы с прикладными программами и эксплуатацией АСУ.

Для ее решения в вузах должен быть взят курс на повышение компьютерной грамотности курсантов и слушателей. У кандидатов на поступление в ввузы должны проверяться навыки работы с прикладными программами. Для этого должны быть скорректированы учебные программы в сторону увеличения практической работы на ПЭВМ, а также организованы факультативные курсы по практическому освоению информационных технологий. Кроме того, для целенаправленной подготовки специалистов в области информатизации в учебные программы ввузов необходимо включить дисциплину «Информационные технологии».

Одной из основных проблем методического характера, решаемой в ходе развертывания единого информационного пространства, является отсутствие единства методологии построения технической основы системы управления Вооруженных Сил и ее элементов, особенно автоматизированных систем управления.

Эта проблема характеризуется несоответствием упомянутой основы стандартам, положенных в основу создания автоматизированных систем управления, а также принципам открытос­ти. Ее решение видится в воссоздании Института главного конструктора АСУ Вооруженных Сил, в разграничении функций и задач между органами военного управления, отвечающими за развитие системы управления Вооруженными Силами Российской Федерации и информационных и телекоммуникационныхтехнологий Министерства обороны Российской Федерации, научно-исследовательскими организациями, ввузами и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК), а также в разработке и внедрении взаимосвязанной системы стандартов на основе международных и национальных стандартов.

Высокие темпы развития информационных технологий предполагают постоянное научное сопровождение развития компонентов единого информационного пространства Вооруженных Сил. Сегодня назрела необходимость объединения НИР и начальных этапов ОКР по разработке (модернизации) элементов технической основы системы управления Вооруженными Силами.

При создании единого информационного пространства значительную часть занимают технологические проблемы. Рассмотрим наиболее важные из них.

Существующая АСУ Вооруженных Сил имеет ярко выраженную стволовую архитектуру и не обеспечивает взаимодействия на всех уровнях управления, техническую и информационную совместимость автоматизированных систем военного назначения.

В настоящее время на обеспечении войск находится почти 300 различных систем связи и АСУ военного назначения. При этом на рабочем месте операторов порой установлено по два-три компьютера из различных комплексов, поскольку системы не увязаны между собой. Решение этой проблемы состоит в реализации следующих направлений: сопряжение унаследованных систем; поэтапная модификация и создание новых функциональных подсистем.

В результате работ по интеграции и информационной совместимости приоритетных унаследованных систем должна быть обеспечена адресность и оперативность предоставления необходимой информации, что позволит сократить численность личного состава, задействованного в информационном обмене, а также количество средств вычислительной техники на пунктах управления.

На сегодняшнем этапе создания единого информационного пространства в Вооруженных Силах применяются средства связи и автоматизации, многие из которых не обеспечивают работу по высокоскоростным цифровым каналам.

Анализ работы существующих вычислительных сетей показал, что действующие комплексы и средства АСУ обеспечивают работу преимущественно по низкоскоростным цифровым каналам. С одной стороны, это поддерживает высокие показатели устойчивости управления и безопасности информации, а с другой – ведет к увеличению затрат на содержание аналоговых каналообразующих систем и снижению оперативности управления.

Именно поэтому Президентом Российской Федерации поставлена задача обеспечить войска (силы) качественной и надежной цифровой связью вплоть до отдельного военнослужащего, вооружения и военной техники.

Для решения этой проблемы необходимо создавать унифицированные цифровые комплексы и средств связи и автоматизации, в также широко использовать средства двойного и гражданского назначения .

Использование средств двойного назначения и объектов инфраструктуры одновременно в интересах как обороны, так и всего экономического комплекса страны направлено на более экономное расходование ресурсов. Экономия, например, посчитанная только для средств связи и телекоммуникаций, за счет «совмещения функций» мирного и военного назначения может составить до 30% от общего объема расходов, требуемых на раздельное строительство и эксплуатацию этих средств .

Существующая система связи Вооруженных Сил базируется на аналоговых средствах и не обеспечивает в полном объеме применение современных цифровых технологий.

В «Стратегии развития информационно-телекоммуникационных технологий в Министерстве обороны Российской Федерации», основным направлением развития системы связи Вооруженных Сил определено создание ее эшелонированной архитектуры с организацией наложенных сетей и внедрением передовых сетевых технологий. В 2009 году на объектах Министерства обороны начато выполнение работ по оснащению пунктов управления и узлов связи типовыми комплектами цифрового телекоммуникационного оборудования, средствами вычислительной техники и включение их в единую полносвязную ведомственную телекоммуникационную сеть. До 2015 года эти работы будут проведены на всех остальных объектах, включая военкоматы, госпитали, высшие военные учебные заведения.

Особая роль в этом отводится спутниковым системам связи. Для обеспечения Вооруженных Сил минимально необходимым спутниковым ресурсом в период 2010–2013 годов планируется вывести на орбиту новые космические аппараты Единой системы спутниковой связи второго этапа, а с 2015 по 2020 год – перспективные космические аппараты третьего этапа. Это позволит удовлетворить потребность Вооруженных Сил в услугах спутниковой связи с прямой ретрансляцией, а к 2015 году – в услугах помехозащищенной связи в режиме обработки сигнала на борту.

Следующей проблемой является ограниченный набор предоставляемых услуг, отсутствие единой системы защищенных каналов связи и несовершенство средств криптозащиты.

Для ее решения необходимо создать инфокоммуникационную систему, охватывающую информационно-вычислительной сетью все звенья управления. В настоящее время на объектах Министерства обороны развертывается система несекретного электронного документооборота. На закупку оборудования и программного обеспечения спланировано около 337,7 млн руб. Система к 2012 году должна иметь подсистемы: электронной цифровой подписи; разграничения доступа; автоматизированного контроля исполнения документов, не входящих в «персонифицированный контроль»; распознавания изображений текстовых документов; ведения иерархических схем классификации; а также архивную подсистему.

Таким образом, создается инфраструктура, позволяющая логически объединить пункты управления в единую ведомственную мультисервисную сеть, т. е. будет обеспечена связь каждого объекта с каждым по цифровым каналам от 2 мегабит в секунду и выше.

Важной технологической проблемой является недостаточность вычислительных ресурсов для создания, ведения и использования баз знаний в интересах поддержки управленческих решений.

К сожалению, из 100 суперкомпьютеров России, в интересах Вооруженных Сил в настоящее время ни один не используется. 11 лучших суперкомпьютеров, в том числе занимающий 12 место в рейтинге ТОП-500суперкомпьютер Московского Государственного университета «Ломоносов», обеспечивают научные исследования и банковские операции.

В то же время из 100 суперкомпьютеров США, вошедших в ТОП-500, в интересах вооруженных сил работают 44, в том числе, занявший третье место, суперкомпьютер «Roadrunner» используется для обеспечения безопасности и боеготовности ядерного оружия вооруженных сил США. Кроме того планируется развернуть 18 вычислительных центров министерства обороны США, оснащенных современными суперкомпьютерами серии АТМ, для организации хранения файлов, обмена сообщениями электронной почты, доступа к ресурсам министерства обороны и сети Интернет.

С несовершенством технологий доступа к информационным ресурсам должностные лица сталкиваются каждодневно. Наглядным примером тому служит сопоставление возможностей сайта Министерства обороны Российской Федерации mil.ru и единого информационного web-портала министерства обороны и сухопутных войск США AKO/DKO.

Сайт Министерства обороны Российской Федерации построен как сайт социальной сети и дает возможность гражданам России иметь информацию о повседневной деятельности Вооруженных Сил в основном социального характера.

Единый информационный web-портал министерства обороны и сухопутных войск США AKO/DKO обеспечивает доступ в интерактивном режиме к информационным ресурсам и сервисам межвидового информационного обслуживания абонентов различных сетей связи, подключенных к вычислительным центрам министерства обороны .

Поэтому при формировании открытых сегментов мультисервисных сетей связи на пунктах управления необходимо, чтобы пользователь получал доступ к разрешенным ему информации и информационным ресурсам (без знания их местоположения) и умел производить автоматическое сканирование необходимой ему информации подобно поиску информации в Интернете .

В настоящее время АСУ различного уровня и предназначения не согласуются в полном объеме между собой по общему и специальному программному обеспечению, имеют различное информационно-лингвистическое обеспечение с разным интерфейсом, ориентированы на различные технические средства . Устранение большинства из этих недостатков предусмотрено в рамках создания перспективной АСУ Вооруженных Сил, однако и эта работа не обеспечивает создание единой АСУ Вооруженных Сил, как системы поддержки принятия решений, функционирующей в едином информационном пространстве.

Наиболее емким клас­сом проблем в области формирования единого информационного пространства, которые до сих пор не решены в полном объеме, являются задачи информационного характера.

Так, одной из важнейших среди них можно отнести согласование классификаторов и спра­вочников,лежащих в основе информационного обеспечения АСУ военного назначения. В системе управления развитием ВВТ используется более 400 класси­фикаторов и справочников различного уровня, начиная с международных и всероссийских и заканчивая «внутренними» классификаторам конкретных организаций.

В интересах решения этой проблемы разработана единая система классификации и кодирования информации в Вооруженных Силах. Однако ее внедрение в настоящее время затруднено из-за отсутствия службы информационных ресурсов Вооруженных Сил и информационных органов и подразделений во всех звеньях управления и механизма ведения соответствующих классификаторов.

С проблемой несогласованности понятийно-терминологической базы научно-педагогический состав Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации столкнулся при разработке основополагающих уставных документов. Наличие большого количества различных словарей, содер­жащих часто противоречивые определения одних и тех же терминов, приводит к неоднозначности интерпретации и ошибочной трактовке понятий. Для решения этой проблемы необходимо разработать базовый электронный словарь военных терминов и определений, правила включения в него терминов, а также программные средства его ведения и использования .

Задачи по ведению такого словаря целесообразно возложить на одно из подразделений службы информационных ресурсов Вооруженных Сил. Для проверки обоснованности включения того или иного термина в словарь и проведения научной экспертизы понятийного аппарата в качестве экспертов могут привлекаться представители научно-исследовательских учреждений, ввузов, предприятий ОПК, а также научные редакторы военно-теоретического журнала «Военная Мысль».

Разная степень актуальности информационных ресурсов в различных звеньях управления не позволяет в полной мере обрабатывать информацию и распределять ее по степени важности. Для выхода из создавшегося положения в органах военного управления необходимо создавать информационный фонд, который в дальнейшем будет размещен в хранилища информации единого информационного пространства .

Многообразие и несвязанность форм документов, циркулирующих в АСУ приводит к тому, что при применении различного специального программного обеспечения не обеспечивается процесс формализации информации.Для решения этой проблемы необходимо создание унифицированной системы документации и внедрение ее в Министерстве обороны и на предприятиях ОПК .

Наряду с обозначенными проблемами и обоснованными направлениями их решения нельзя не сказать о перспективных направлениях развития единого информационного пространства, которые включают научно-исследовательское, организационное и технологическое(рис. 4) .

Рис. 4. Перспективные направления развития единого информационного пространства Вооруженных Сил

Таким образом, для развития теории и практики создания единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации необходимо:

Первое. Изменить организацию работы органов управления, оптимизировать процесс принятия решения и количество отрабатываемых документов. Это может быть достигнуто за счет расширения возможностей по управлению группировками войск (сил), единого представления об обстановке в органах управления различных уровней, согласованностью действий силовых министерств и ведомств в различных сферах применения вооружения и военной техники.

Второе. Основные усилия следует сосредоточить на разработке концептуальных основ применения Вооруженных Сил с учетом использования единого информационного пространства и их закреплении в уставах и наставлениях. Таким документом может быть Стратегия создания и развития единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации.

Третье. Перейти к инфраструктурному подходу, с практикой опережающего создания систем, обеспечивающих предоставление необходимых унифицированных услуг максимально широкому кругу пользователей. К числу таких инфраструктур можно отнести: интегрированную транспортную сеть объединенной автоматизированной цифровой системы связи Вооруженных Сил; информационно-телекоммуникационную систему Вооруженных Сил; систему обеспечения инфраструктурной безопасности информации; единое информационное пространство Вооруженных Сил.

Четвертое. Интегрировать все информационные ресурсы в единую информационную инфраструктуру Вооруженных Сил, как основу систем управления войсками (силами) и оружием, объединяющую информационно-разведывательную, информационно-транспортную и информационно-коммуникационную среды.

При создании единой информационной инфраструктуры необходимо предусмотреть реализацию функций высокоскоростного информационного обмена, глобальной разведки, координатометрии, навигации и управления перспективными боевыми системами.

Пятое. Определить направления разработки и внедрения комплексов программно-технических средств при совершенствовании технической основы системы управления Вооруженных Сил.

Основные усилия при этом могут быть сосредоточены на: разработке комплекса базовых информационных и телекоммуникационных технологий, а также технических средств, прикладных программных продуктов и информационного обеспечения для их реализации; обеспечение совместимости и взаимодействия информационных, вычислительных и коммуникационных ресурсов; разработке системы обеспечения информационного обмена различных структур Вооруженных Сил; разработке системы информационной безопасности единого информационного пространства на всех уровнях управления.

Шестое. Сформировать в составе Генерального штаба Вооруженных Сил Центр перспективных исследований в области информационных технологий и их применения в развитии и строительстве средств вооруженной борьбы.

В данной статье лишь обозначены проблемы построения единого информационного пространства Вооруженных Сил и показаны отдельные подходы их решения. Хочется надеяться, что более детально пути решения указанных проблем могут быть рассмотрены и уточнены в ходе творческой дискуссии в первую очередь на страницах журнала «Военная Мысль».

Концепция Единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации. Утверждена начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 16 декабря 2004 г.

О Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082.

2. Центральным органом военного управления, организующим и координирующим информационное обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации , является Управление пресс-службы и информации.

В состав органов информационного обеспечения входят: Центр информационного обеспечения Министерства обороны, пресс-секретари командующих и подчиненные им группы информационного обеспечения, помощники командиров по информационному обеспечению, а также иные должностные лица Вооруженных Сил, на которых возложены обязанности по информационному обеспечению Вооруженных Сил.

3. Органы информационного обеспечения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, изданными в пределах их компетенции, правовыми актами Министерства обороны, а также настоящим Положением.

4. В процессе своей деятельности органы информационного обеспечения в пределах своей компетенции взаимодействуют с центральными и иными органами военного управления, в установленном порядке - с Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

5. Организационная структура органов информационного обеспечения определяется штатом, утверждаемым в установленном порядке.

II. Основные задачи органов информационного обеспечения

6. Основными задачами органов информационного обеспечения являются:

1) участие в реализации государственной информационной политики в области обороны;

2) организация в пределах своих полномочий и осуществление информационного обеспечения Вооруженных Сил;

3) координация деятельности органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, а также военных СМИ по вопросам информационного обеспечения.

III. Функции органов информационного обеспечения

IV. Основные обязанности должностных лиц органов информационного обеспечения

8. Пресс-секретарь командующего подчиняется командующему войсками военного округа (флотом, флотилией) и является прямым начальником личного состава группы информационного обеспечения.

Пресс-секретарь командующего по вопросам, отнесенным к компетенции Управления пресс-службы и информации, подчиняется начальнику Управления пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации.

Пресс-секретарю командующего подчиняются начальники нижестоящих органов информационного обеспечения. Указания пресс-секретаря командующего в пределах его компетенции обязательны для всех нижестоящих органов информационного обеспечения.

10. Помощник командира по информационному обеспечению:

1) подготавливает предложения по решению основных задач информационного обеспечения;

2) рассматривает в пределах своей компетенции письменные обращения по вопросам информирования общественности о жизни и деятельности войск (сил);

3) проводит в установленном порядке аккредитацию представителей СМИ для проведения теле- и фотосъемок, подготовки радиопередач, интервью и других информационных материалов, в том числе для освещения мероприятий по плану соединения, а также мероприятий по согласованию с вышестоящими органами информационного обеспечения по планам руководящих должностных лиц Вооруженных Сил;

4) подготавливает непосредственному начальнику предложения по информационному обеспечению войск (сил) в планы подготовки войск (сил) на период обучения;

5) разрабатывает планы информационного обеспечения войск (сил) и планы-графики выступлений должностных лиц в СМИ;

6) взаимодействует в установленном порядке с главными редакторами региональных и местных СМИ;

7) организует в установленном порядке работу представителей СМИ по планам информационного обеспечения соединения;

8) участвует в разработке служебных документов по информационному обеспечению соединения в условиях введения военного и чрезвычайного положения, в ходе военных конфликтов, проведения миротворческих операций и иных мероприятий с участием войск (сил);

9) осуществляет контроль за организацией работы на абонентском пункте в ГИС "Интернет" и иных имеющихся технических средствах (системах) в интересах информационного обеспечения Вооруженных Сил;

10) готовит по согласованию с вышестоящим органом информационного обеспечения и доводит в установленном порядке официальные заявления и сообщения для СМИ;

11) участвует в установленном порядке в организации и проведении совещаний и консультаций с участием представителей политических и общественных организаций, российской и зарубежной общественности, российских и зарубежных СМИ, информационных структур органов государственной власти в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления;

12) разрабатывает в установленном порядке проекты служебных документов по вопросам, относящимся к его ведению;

13) организует в установленном порядке проведение интервью, пресс-конференций, интернет-конференций, брифингов, "круглых столов" с участием представителей командования, а также выступления других должностных лиц соединения в СМИ;

14) готовит информационные материалы о деятельности соединения и направляет их по электронной почте и иным каналам в Управление пресс-службы и информации для последующего размещения на официальном сайте Министерства обороны в ГИС "Интернет";

15) ведет в установленном порядке служебную переписку;

16) дает в установленном порядке разъяснения по вопросам, относящимся к его ведению, представителям СМИ, информационных структур органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений и других организаций Российской Федерации;

17) пользуется в установленном порядке информационными ресурсами соединения;

18) участвует в подготовке и проведении ежегодных совещаний (сборов) руководителей органов информационного обеспечения Вооруженных Сил;

19) дает указания в пределах своих полномочий, организует и проверяет их исполнение.

Помощник командира по информационному обеспечению осуществляет также иные обязанности по решениям командира соединения.

_____________________________

* Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации - Управлением пресс-службы и информации; органы информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации - органами информационного обеспечения; пресс-секретари командующих войсками военных округов (флотами, флотилиями) - пресс-секретарями командующих; помощники командиров по информационному обеспечению в соединениях, на военных (военно-морских, авиационных) базах - помощниками командиров по информационному обеспечению; глобальная информационная сеть "Интернет" - ГИС "Интернет"; средства массовой информации - СМИ.

Теоретико-методологические аспекты информационного обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации

Чертополох А.А. Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Учеб. пос. М., 1999.

1 - Чертополох А.А. Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Учеб. пос. М., 1999.

Чертополох А.А., Сакун С.А. Информационное обеспечение контртеррористической операции на Северном Кавказе. М.: Воен. ун-т, 2008.

2 - Чертополох А.А., Сакун С.А. Информационное обеспечение контртеррористической операции на Северном Кавказе. М.: Воен. ун-т, 2008.

Исследование основных направлений повышения результативности организации и координации информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и путей создания базовых технических средств информационного обеспечения: Отчет о НИР (итоговый) // Отв. Исполн. А.А. Чертополох. М.: Воен. Ун-т, 2006. 336 с. Машинопись.

3 - Исследование основных направлений повышения результативности организации и координации информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и путей создания базовых технических средств информационного обеспечения: Отчет о НИР (итоговый) // Отв. Исполн. А.А. Чертополох. М.: Воен. Ун-т, 2006. 336 с. Машинопись.

Репко С.И. Война и пропаганда (ХV – ХХ вв.). М.: Новости, 2000.

4 - Репко С.И. Война и пропаганда (ХV – ХХ вв.). М.: Новости, 2000.

Глушаченков А.А. Печать и армия в период становления российского общества (1992-1999 гг.). М.: ВВИА им. Проф. Н.Е. Жуковского, 2006.

5 - Глушаченков А.А. Печать и армия в период становления российского общества (1992-1999 гг.). М.: ВВИА им. Проф. Н.Е. Жуковского, 2006.

Кокутин С.А. Деятельность органов военного управления по информационному обеспечению воспитательной работы в ВС РФ: Автореф. дис. …канд. ист. наук. М.: Воен. Ун-т, 2000.

6 - Кокутин С.А. Деятельность органов военного управления по информационному обеспечению воспитательной работы в ВС РФ: Автореф. дис. …канд. ист. наук. М.: Воен. Ун-т, 2000.

Фоменко П.П. Деятельность органов военного управления Сухопутных войск по защите личного состава от информационно-психологического воздействия противника в военных конфликтах 80-90 годов ХХ века: (Историческое исследование): Автореф. дис. …канд. ист. наук. М., 2001.

7 - Фоменко П.П. Деятельность органов военного управления Сухопутных войск по защите личного состава от информационно-психологического воздействия противника в военных конфликтах 80-90 годов ХХ века: (Историческое исследование): Автореф. дис. …канд. ист. наук. М., 2001.

Edelstein A. Total propaganda. From mass culture to popular culture. Mahway, N.J. London, 1997.

8 - Edelstein A. Total propaganda. From mass culture to popular culture. Mahway, N.J. London, 1997.

Lashmar P., Oliver J. Britain secret propaganda war. Phoenix Mill etc., 1998.

9 - Lashmar P., Oliver J. Britain secret propaganda war. Phoenix Mill etc., 1998.

War in the Informational Age: Nev Challenges for U.S. Security. Ed. By R.L. Pfaltzgraff, Jr., R.H. Shultz, Jr. Washington. London, 1997.

10 - War in the Informational Age: Nev Challenges for U.S. Security. Ed. By R.L. Pfaltzgraff, Jr., R.H. Shultz, Jr. Washington. London, 1997.

Информационная война и международное право / пер. ст. L.T. Greenberg, S.E. Goodman, K.J. Soo Hoo Stanford law rev. Stanford, 1997. Vol.49. № 2. P. 255-304.

11 - Информационная война и международное право / пер. ст. L.T. Greenberg, S.E. Goodman, K.J. Soo Hoo Stanford law rev. Stanford, 1997. Vol.49. № 2. P. 255-304.

Зіма І.І., Ніколаєв І.М. Інформаційна війна та інформаційна безпека // Наука і оборона. 1998. № 1. С.52-56;

12 - Зіма І.І., Ніколаєв І.М. Інформаційна війна та інформаційна безпека // Наука і оборона. 1998. № 1. С.52-56;

О войнах информационного века / пер. ст. B. Berkowitz из журн. Science. Wash., 1999. Vol. 289. № 5429. P. 839-841.

13 - О войнах информационного века / пер. ст. B. Berkowitz из журн. Science. Wash., 1999. Vol. 289. № 5429. P. 839-841.

Попов М.О., Лук’янець А.Г. До забезпечення воєнної безпеки в умовах загрози інформаційної війни // Наука і оборона. 1999. № 2. С. 41.

14 - Попов М.О., Лук’янець А.Г. До забезпечення воєнної безпеки в умовах загрози інформаційної війни // Наука і оборона. 1999. № 2. С. 41.

См.: DOD Directive № 3600.1, Information Operations. 2001. Оctober; DOD Information Operations Roadmap. 2003. 30 Оctober; JP 3 - 13 Information Operations. 2006. 13 February и др.

19 - См.: DOD Directive № 3600.1, Information Operations. 2001. Оctober; DOD Information Operations Roadmap. 2003. 30 Оctober; JP 3 - 13 Information Operations. 2006. 13 February и др.

См.: О Доктрине информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сентября; Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации системы информирования российской и зарубежной общественности: Директива министра обороны Российской Федерации от 5 марта 1999 г. Д-9; О мерах по совершенствованию информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: Приказ министра обороны Российской Федерации от 7 апреля 2000 г. № 166; Об Управлении информации и общественных связей Министерства обороны Российской Федерации: Директива министра обороны РФ от 1 октября 2004 г. № Д-50; Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации: Приказ минитра обороны Российской Федерации от 8 мая 2005 г. № 170 и др.

20 - См.: О Доктрине информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сентября; Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации системы информирования российской и зарубежной общественности: Директива министра обороны Российской Федерации от 5 марта 1999 г. Д-9; О мерах по совершенствованию информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: Приказ министра обороны Российской Федерации от 7 апреля 2000 г. № 166; Об Управлении информации и общественных связей Министерства обороны Российской Федерации: Директива министра обороны РФ от 1 октября 2004 г. № Д-50; Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации: Приказ минитра обороны Российской Федерации от 8 мая 2005 г. № 170 и др.

См.: Об органах информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: Приказ министра обороны РФ № 555 от 30 декабря 2005 г. М., 2005.

21 - См.: Об органах информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: Приказ министра обороны РФ № 555 от 30 декабря 2005 г. М., 2005.

См.: О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ № 537 от 12 января 2009 г. // Российская газета. 2009. 14 мая.

22 - См.: О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ № 537 от 12 января 2009 г. // Российская газета. 2009. 14 мая.

См.: Освещение контртеррористической операции на Северном Кавказе: Материалы встречи Секретаря Совета безопасности РФ С. Иванова с главными редакторами ведущих российских средств массовой информации 25 мая 2000 г. // Архив УВР СКВО. 2000. Д. 30. Л. 173.

23 - См.: Освещение контртеррористической операции на Северном Кавказе: Материалы встречи Секретаря Совета безопасности РФ С. Иванова с главными редакторами ведущих российских средств массовой информации 25 мая 2000 г. // Архив УВР СКВО. 2000. Д. 30. Л. 173.

См.: Справка о некоторых негативных процессах, имеющих место в Северо-Кавказском регионе и их влиянии на общественно-политическую обстановку в регионе // Архив УВР СКВО. 2002. Д. 29. Л. 46 – 47.

24 - См.: Справка о некоторых негативных процессах, имеющих место в Северо-Кавказском регионе и их влиянии на общественно-политическую обстановку в регионе // Архив УВР СКВО. 2002. Д. 29. Л. 46 – 47.

См.: Аналитическая записка о состоянии воспитательной и морально-психологической подготовки в частях Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе // Архив УВР СКВО. 1995. Д. 27. Л. 5 – 87.

25 - См.: Аналитическая записка о состоянии воспитательной и морально-психологической подготовки в частях Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе // Архив УВР СКВО. 1995. Д. 27. Л. 5 – 87.

Козлов А.В. История периодической печати Вооруженных Сил России. М.: Воен. ун-т, 2004.

15 - Козлов А.В. История периодической печати Вооруженных Сил России. М.: Воен. ун-т, 2004.

Вооруженные Силы Российской Федерации 2006. М.: Военинформ, 2007.

16 - Вооруженные Силы Российской Федерации 2006. М.: Военинформ, 2007.

См.: Анализ воспитательной работы и морально-психологического обеспечения в Объединенной группировке войск (сил) на Северном Кавказе за зимний период 2003 г. // Архив УВР СВ. 2003. Д. 7. Л. 196 – 201.

26 - См.: Анализ воспитательной работы и морально-психологического обеспечения в Объединенной группировке войск (сил) на Северном Кавказе за зимний период 2003 г. // Архив УВР СВ. 2003. Д. 7. Л. 196 – 201.

Глебов В.Л. Влияние социально-психологических последствий участия в боевых действиях на внутрисемейные отношения офицеров: Автореф. дис. …канд. психол. наук. М.: Воен. ун-т, 2004.

17 - Глебов В.Л. Влияние социально-психологических последствий участия в боевых действиях на внутрисемейные отношения офицеров: Автореф. дис. …канд. психол. наук. М.: Воен. ун-т, 2004.

Филимонов О.В. Социальное самочувствие офицеров внутренних войск – участников боевых действий в Северо-Кавказском регионе: сущность, состояние и пути повышения: Автореф. дис. …канд. социол. наук. М.: Воен. ун-т, 2003.

18 - Филимонов О.В. Социальное самочувствие офицеров внутренних войск – участников боевых действий в Северо-Кавказском регионе: сущность, состояние и пути повышения: Автореф. дис. …канд. социол. наук. М.: Воен. ун-т, 2003.

См.: Обзор состояния общественно-государственной подготовки и информирования военнослужащих Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе // Архив УВР СКВО. 1999. Д. 32. Л. 59 – 65.

27 - См.: Обзор состояния общественно-государственной подготовки и информирования военнослужащих Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе // Архив УВР СКВО. 1999. Д. 32. Л. 59 – 65.

См.: О мерах по использованию глобальной информационной сети «Интернет» в целях информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации: Директива министра обороны РФ № Д-41 от 9 сентября 2000 г. М., 2000.

28 - См.: О мерах по использованию глобальной информационной сети «Интернет» в целях информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации: Директива министра обороны РФ № Д-41 от 9 сентября 2000 г. М., 2000.

См.: Об Управлении информации и общественных связей Министерства обороны Российской Федерации: Директива министра обороны РФ № Д-50 от 1 октября 2004 г. М., 2004.

29 - См.: Об Управлении информации и общественных связей Министерства обороны Российской Федерации: Директива министра обороны РФ № Д-50 от 1 октября 2004 г. М., 2004.