К вопросу о публичном обсуждении сводов правил (СП) по BIM. К вопросу о публичном обсуждении сводов правил (СП) по BIM Сп по бим проектированию

Май 28th, 2018 Татьяна Бех

ГОСТ и СП по BIM

Решили собрать перечень нормативных документов, регламентирующих направление информационных технологий в строительстве. Вот что нашлось на сегодняшний день!

Список нормативных документов по BIM:

  • ГОСТ Р 57310 —2016 (ИСО 29481 —1 :2010 ) Моделирование информационное в строительстве . Руководство по доставке информации . Методология и формат . Дата введения 2017 —07 —01
  • ГОСТ Р 57311 —2016 Моделирование информационное в строительстве . Требования к эксплуатационной документации объектов завершенного строительства . Дата введения 2017 —07 —01
  • ГОСТ Р 57309 —2016 (ИСО 16354 :2013 ) Руководящие принципы по библиотекам знаний и библиотекам объектов . Дата введения 2017 —07 —01 .
  • ГОСТ Р 57563 —2017 /ISO /TS 12911 :2012 Моделирование информационное в строительстве . Основные положения по разработке стандартов информационного моделирования зданий и сооружений (с Поправкой ). Дата введения 2017 —10 —01 .
  • ГОСТ Р ИСО 12006 —2 —2017 Строительство . Модель организации данных о строительных работах . Часть 2 . Основы классификации информации . Дата введения 2017 —10 —01 .
  • ГОСТ Р ИСО 12006 —3 —2017 Строительство . Модель организации данных о строительных работах . Часть 3 . Основы обмена объектно —ориентированной информацией . Дата введения 2017 —10 —01
  • ГОСТ Р ИСО 22263 —2017 Модель организации данных о строительных работах . Структура управления проектной информацией . Дата введения 2017 —10 —01 .
  • ГОСТ Р 57295 —2016 Системы дизайн —менеджмента . Руководство по дизайн —менеджменту в строительстве . Дата введения 2018 —01 —01 .
  • СП 301 .1325800 .2017 Информационное моделирование в строительстве . Правила организации работ производственно —техническими отделами . Дата введения 2018 —03 —02 .

Обновлено 23.03.2018. С марта 2018 года вступают в силу три них свода правил (СП ) по BIM:

  • СП 328.1325800.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонентов информационной модели» (приказ от 15.12.2017 г. № 1674/пр). Данный свод правил распространяется на процессы информационного моделирования зданий и сооружений и устанавливает требования к компонентам их информационных моделей, но не устанавливает требования к способам размещения, ведения, структуре, форме и содержанию цифровых библиотек (каталогов/баз) компонентов. Документ вступит в силу с 16 июня 2018 года.
  • СП 331.1325800.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила обмена между информационными моделями объектов и моделями, используемыми в программных комплексах» (приказ от 18.09.2017 г. № 1230/пр). В основу СП 331.1325800.2017 вошли базовые требования к созданию и эксплуатации информационных систем, взаимодействующих между собой в течение всего жизненного цикла здания или сооружения и реализующих технологию информационного моделирования объекта строительства. Свод правил вступил в силу с 19 марта 2018 года.
  • СП 333.1325800.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла» (приказ от 18.09.2017 г. № 1227/пр). Документ содержит требования к информационным моделям объектов массового строительства и их разработке на различных стадиях жизненного цикла, направленные на повышение обоснованности и качества проектных решений, повышение уровня безопасности при строительстве и эксплуатации. Общие подходы к формированию информационных моделей обеспечат простоту их использования и повысят эффективность процесса информационного моделирования. Свод правил вступил в силу с 19 марта 2018 года.

В ближайшем будущем нам с вами обещают расширить нормативно —техническую документацию по BIM в двух направлениях :

Базовые документы :

  • 3 ГОСТ Р
  • 4 СП

Документы для разных стадий жизненного цикла объекта

  • 2 ГОСТ Р
  • 6 СП

Не стоит забывать, что на сегодняшний день существует две категории нормативных документов.

Политика конфиденциальности компании «Конкуратор»

Настоящий документ «Политика конфиденциальности» (далее – «Политика») разработан в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки, использования и защиты персональных данных компанией ООО «Конкуратор» (далее – «Компания»), расположенной по адресу: 117036, Россия, Москва, ул. Профсоюзная, дом 3, офис 817.

Для целей настоящей Политики под «персональными данными» подразумевается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. Под «обработкой персональных данных» подразумевается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Пользуясь нашим сайтом и предоставляя нам свои персональные данные, заполняя формы на нашем сайте Вы даете согласие на обработку Ваших персональных данных в соответствии с данной Политикой.

Компания собирает, обрабатывает, использует и охраняет следующие персональные данные, предоставляемые Вами нам при заполнении полей форм на нашем сайте (далее – «Сайт»), при коммуникации с нами в любой форме, при подписке на новостную рассылку, при регистрации на мероприятия: ФИО, контактный телефон, адрес электронной почты (e-mail), должность, компания и другую информацию, содержащуюся в сообщениях, которые Вы нам направляете.

Компания обрабатывает Ваши персональные данные исключительно в целях предоставления Вам информации о Компании, наших услугах и мероприятиях; общения с Вами, когда Вы обращаетесь к нам; организации Вашего участия в проводимых нами мероприятиях и опросах; направления Вам наших новостных рассылок; для других целей с Вашего согласия.

Технические данные, которые передаются в автоматическом режиме устройством, с помощью которого Вы используете Сайт, в том числе технические характеристики устройства, IP-адрес, информация из «cookies», информация о браузере, дата и время доступа к сайту, адреса запрашиваемых страниц и иная подобная информация в отличие от персональных данных, такая информация носит обезличенный характер, в связи с чем не относится к составу персональных данных.

Компания может обрабатывать технические данные для: обеспечения функционирования и безопасности Сайта и улучшения качества Сайта.

Компания не размещает Ваши персональные данные в общедоступных источниках.

Для защиты Ваших прав Компания предоставит по Вашей просьбе Вам информацию, касающуюся обработки Ваших персональных данных, согласно ч.7 ст.14 ФЗ «О персональных данных». Вы можете обратиться к нам с запросом, касающимся обработки Ваших персональных данных, направив нам письмо с темой письма «Запрос о персональных данных» (либо «Отзыв согласия на обработку персональных данных» в случае отзыва согласия на обработку персональных данных) на адрес электронной почты: 4info@сайт

Компания обеспечивает принятие необходимых правовых, организационных и технических мер для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных, а также принимает на себя обязательство сохранения конфиденциальности Ваших персональных данных.

Обработка персональных данных осуществляется без ограничения срока, любым законным способом. Компания прекращает обработку Ваших персональных данных по Вашему требованию, если обрабатываемые персональные данные являются незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки и в случае отзыва Вами согласия на обработку.

Компания вправе вносить изменения в настоящую Политику. Новая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на Сайте.

Онлайн-издание для специалистов в области строительства и проектирования, сметного дела, дорожного строительства.

Все самое важное у вас в почте


Что произошло?

Три новых свода правил (СП) по направлению информационных технологий утверждены и вступят в действие с 1 марта 2018 года:

  • СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонентов информационной модели»;
  • СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла»;
  • СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила обмена между информационными моделями объектов и моделями, используемыми в программных комплексах».

Об этом сообщил замглавы Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александр Степанов в рамках семинара «Информационное моделирование. Цифровая среда как основа взаимодействия».

По словам Александра Степанова, создаваемая система национальных документов в области технологий информационного моделирования в строительстве включает базовые стандарты и своды правил, обеспечивающие цифровую инфраструктуру, в том числе определяющие основные положения, принципы и терминологию BIM, а также стандарты и своды правил, определяющие понятийную базу и методологию внедрения информационного моделирования в практику на отдельных стадиях жизненного цикла — от обоснования инвестиций до утилизации и сноса зданий и сооружений.

Что в планах?

В 2018 году начата разработка базовых стандартов, определяющих основные принципы, понятия и терминологию БИМ: ГОСТ Р «Организация информации о строительных работах. Информационный менеджмент с применением информационного моделирования. Часть 1. Основные принципы и понятия» и ГОСТ Р «Организация информации о строительных работах. Информационный менеджмент с применением информационного моделирования. Часть 2. Стадия создания активов». Аналогичные стандарты ИСО (ISO 19650-1 и ISO 19650-2), находятся в настоящее время в завершающей стадии разработки. Эксперты ПК 13 «Обработка, хранение и обмен информацией, относящейся к строительным работам» ТК 465 «Строительство» принимают участие в этих работах с 2017 года.

Сейчас проходит процедуру регистрации ГОСТ Р «Моделирование информационное в строительстве. Отраслевые базовые классы (IFC) для обмена информацией на всех этапах жизненного цикла. Основные положения».

«Если государственный заказчик будет обеспечен возможностью требовать предоставления информации для контроля в формате IFC, то не будет необходимости затрачивать бюджетные средства на покупку большого количества разнообразных программных продуктов и на содержание излишнего штата специалистов, способных работать в этих программах», — отметил Александр Степанов.

О системе НТД:

Система нормативно-технических документов в общей сложности будет включать в себя 15 национальных стандартов (ГОСТ Р), 10 сводов правил, в том числе: 13 ГОСТ Р и 4 СП — документы, разработанные по основополагающим (базовым) направлениям; 2 ГОСТ Р и 6 сводов правил — для отдельных стадий жизненного цикла.

В настоящее время в области БИМ доступны для практического применения 7 ГОСТов и 4 свода правил.

А знаете ли вы?

Какой инструмент поможет вам оценить преимущества BIM на практике?

В последние годы активно ведется внедрение технологии BIM — технологии информационного моделирования, призванной прийти на смену привычному 2D-проектированию: создаются документы, регламентирующие ее применение, проводятся конференции, семинары, призванные рассказать о новой технологии. Но несмотря на это, у строителей, проектировщиков, инженеров и других специалистов строительной отрасли остается масса вопросов по внедрению, использованию и преимуществам BIM. Разрешить все вопросы и разобраться в новых технологиях помогут системы «Техэксперт»! Строительные системы «Техэксперт» предоставят:

  • подробные ответы на вопросы в области BIM;
  • возможность поработать с новой технологией на практике.

Вы ничего не слышали о BIM? Или хотите узнать об информационном моделировании больше? В системах «Стройэксперт. Вариант Лидер», «Стройэксперт. Профессиональный вариант» и «Техэксперт: Помощник проектировщика» содержится полный комплекс информации о BIM-технологиях:

  • справочный материал , который поможет оперативно разобраться не только в том, что такое BIM-технологии, но и узнать о положительных факторах их применения;
  • нормативная база , которая позволит изучить не только «дорожную карту» Минстроя по внедрению BIM-технологий в строительную отрасль, но и стандарты, правила их применения;
  • комментарии экспертов-практиков дают возможность легко и быстро найти ответы на различные вопросы в сфере информационного моделирования;
  • новостная лента , с которой вы не упустите важную информацию по внедрению и развитию информационных технологий в строительстве;
  • а видеосеминары познакомят вас с практическим опытом применения BIM.

Обратите внимание! Весь материал подкреплен ссылками на действующее законодательство, что дает вам абсолютную уверенность в актуальности и достоверности используемой информации!

Но теории о BIM-технологии недостаточно. Оцените преимущества работы с ней на практике! Воспользуйтесь уникальной базой готовых 3D-моделей в системе «ТПД: Здания, сооружения, конструкции и узлы». В базе представлены модели от различных производителей.


Для того чтобы начать работу с готовой моделью, вам необходимо сделать всего пару кликов:

  • выбрать необходимый вам выпуск/альбом проектной документации;
  • открыть вкладку «3D-модель».

Во вкладке доступны:

  • наглядное изображение 3D-модели здания;
  • готовая трехмерная модель строительного объекта;
  • справочная информация о ПО;
  • ссылка на пробную версию программы.


Представленные 3D-модели являются примером исполнения BIM-модели и выступают вспомогательным материалом при создании вашего индивидуального проекта.

Линейка строительных систем «Техэксперт» - незаменимый помощник как в изучении BIM, так и в дальнейшей работе с ней!

Вопрос-ответ

Груша Г.А.

Согласно постановлению Правительства РФ N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27_1-31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование. Если заказчик принимает решение не разрабатывать данные разделы, как решать вопрос с государственной экспертизой при сдаче проекта на рассмотрение? Его просто не примут на экспертизу, сославшись на некомплектность.

Вы неправильно истолковали номера разделов проектной документации, наличие которых согласно «Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» не является обязательным для объектов капитального строительства, не финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, и определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.

Разделы 6 и 11 — это разделы проектной документации на объекты капитального строительства производственного (или непроизводственного) назначения. Разделы 5 и 9 — это разделы проектной документации на линейные объекты капитального строительства.

Обоснование:

По всей видимости, в вопросе идет речь о проектной документации на объекты капитального строительства производственного (или непроизводственного) назначения, состав и требования к содержанию которой установлены разделом II (пунктами 10-32) «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 13.12.2017).

Обратите внимание на то, что в пункте 7 указанного Положения идет речь только о двух разделах проектной документации на объекты капитального строительства производственного или непроизводственного назначения, это:

  • раздел 6 «Проект организации строительства», требования к содержанию которого установлены пунктом 23 Положения;
  • раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства», требования к содержанию которого установлены пунктами 28-31 Положения.

Судя по приведенной в пункте 7 Положения нумерации пунктов, которые устанавливают требования к содержанию разделов 5 и 9 проектной документации (а это пункты 38 и 42 соответственно), речь идет об аналогичных разделах проектной документации на линейные объекты капитального строительства:

  • раздел 5 «Проект организации строительства», требования к содержанию которого установлены пунктом 38 Положения;
  • раздел 9 «Смета на строительство», требования к содержанию которого установлены пунктом 42 Положения.

Если же технический заказчик применит иное толкование нумерации разделов проектной документации, наличие которых согласно Положению не является обязательным, заявителю будет отказано в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на экспертизу на основании пп.«а» пункта 24 «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»

В соответствии с пп.«а» пункта 24 «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 15.12.2017), отсутствие в проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу.

23 августа началось публичное обсуждение четырех СП, разработанных по заказу Министерства строительства и ЖКХ РФ. Список с прямыми ссылками ниже. Срок обсуждения – 60 календарных дней.

По некоторым из ссылок можно и сейчас скачать тексты проектов документов. Другой и гарантированный способ получить тексты – направить запрос на адрес: [email protected].

Писать замечания и предложения рекомендуется по установленной форме. Все замечания будут рассмотрены и по ним будут представлены ответы и/или будут внесены соответствующие изменения во вторую редакцию. Направлять замечания можно на тот же адрес, либо через форму на сайте ФАУ ФЦС .

На 8 сентября поступили замечания от членов ПК-5 ТК-465 и членов РГ Минстроя, на площадке которой документы были опубликованы в первую очередь.

Документы разрабатываются различными командами, поэтому процедура отработки замечаний может слегка отличаться. В октябре обсуждение документов завершится на заседании ПК-5, на которое, скорее всего, будут приглашены и авторы существенных замечаний.

Часть 2. Неформальная

1. Наша команда участвует в разработке двух из четырех документов. Мы очень рады возможности участвовать в формировании нормативно-технического поля для информационного моделирования в РФ. Мы гарантируем, что качество окончательной редакции будет соответствовать самому высокому мировому уровню. Мы очень в этом заинтересованы и поэтому приглашаем всех специалистов, имеющих знание и опыт в конкретной предметной области, соответствующей теме СП, высказаться по существу и в диалоге прийти к лучшим (на настоящий исторический момент) формулировкам.

2. В РФ работа над Планом (программой, дорожной картой) поэтапного перехода на BIM ведется с конца 2012 года. Участие в разработке и обсуждении принимали десятки людей. Поэтому в данном документе в настоящий момент имеется более ПЯТИ очевидных пунктов. А сама дорожная карта сейчас находится в Правительстве РФ на рассмотрении. (Я не располагаю информацией, принята она или пока нет).

3. Как член Рабочей Группы и Экспертного совета по теме я заявляю, что в национальных документах по стандартизации никаким конкретным программным продуктам предпочтение не отдается и отдаваться не будет. (Разработчики ПО вправе по своему усмотрению разрабатывать стандарты, предусматривающие работу в их ПО). В связи с этим я предлагаю авторам, голословно утверждающим о фактах нарушения антимонопольного законодательства и федерального закона о защите конкуренции проиллюстрировать это текстами из соответствующих законов и СП.

Обращаю внимание на название СП, из-за которого началась эта горячая дискуссия – «Правила обмена между информационными моделями объектов и моделями, используемыми в программных комплексах». Разработчики этого СП по факту оказались зажатыми в тиски. Одни рецензенты требуют от них конкретики, подробных правил, а не общих соображений. (Кто расскажет, как это можно делать, если на любое упоминание продуктов наложено вето?) А другие, наоборот, требуют исключить любые упоминания. Выход, очевидно, заключается в разработке дополнительных методических рекомендаций, где упоминать продукты будет позволительно.

В недавней нашумевшей публикации было упоминание о BIM-счастье за счет некоего вендора, прошу автора «вооружить» свой взгляд и привести для меня конкретные примеры из текста. В связи с моими ролями (см. первое предложение п.3) мне действительно необходимо обеспечить нейтральность нормативных документов относительно BIM-платформ.

4. В Великобритании доля госзаказа в строительстве составляет около 40%. У РФ – ЗНАЧИТЕЛЬНО НИЖЕ. Мне не удалось найти точную цифру, но в НОПРИЗ настаивают, что это не более 5% (!). Из других источников я слышала цифру до 15%. (И зачем ломать копья – или грабли?) То есть в строительстве у нас доминирует частный заказчик. И он волен заказывать так, как ему нравится, не нарушая закона. И в том числе определять форматы, в которых хочет получать продукт. О чем тогда мы спорим? Если госзаказчик начнет 20% из малого объема просить в BIM, сколько бизнеса потеряет отдельный проектировщик, который про BIM ничего слышать не хочет? Ничего. Не пойдет на гостендер и будет продолжать рисовать для частника, пока тот не просит в ВIM.

5. Теперь про «завуалированные ограничения, позволяющие скрыть слабые стороны продвигаемого продукта». Про «продукт» см. п.3. Что касается ограничений, то приведенная фраза говорит о том, что ее автор не знаком с аналогичными документами, разработанными в других странах, опередивших нас по данному направлению. Такие документы пестрят формулировками типа «due to limited software support» или «as BIM skills and software tools for this purpose are still immature» и пр. Да, приходится признать, что имеющиеся в нашем распоряжении программные продукты еще не совершенны и мы вынуждены это учитывать. Поэтому аналогичные оговорки по тексту мы применяем и будем это делать дальше.

6. И в завершение хочу обратиться к тем, кто действительно разочаровался в увиденном – текстах документов и называет их сырыми и пр. Вы что там ожидали найти и не нашли? Может быть, нам следует все разложить по полочкам и быть более конкретными? Если свести все темы, охватываемые подобными национальными документами по BIM в разных странах, то мы обнаружим, что в них отражаются методики моделирования, подходы к определению уровней проработки элементов информационной модели (LOD, LOI), новые роли и обязанности участников процесса, планы реализации BIM-проектов, правила разработки библиотечных элементов, вопросы интероперабельности и организации коллективной работы. Вот практически и все темы. Только потом они еще раскладываются на разных участников и стадии ЖЦ. Пункты из этого списка частично закрываются представленными СП, а остальные включены Министерством в план дальнейших разработок.

Всех разочарованных я приглашаю к конструктивному диалогу. Если не хотите писать официальное обращение, и при этом мы с вами уже знакомы, пишите в личку. Разберемся.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»