Методика красно черная таблица автор.

4. Методика «Черно-красные таблицы»

Цель

Изучение индивидуальных особенностей переключения внимания.

Диапазон применения

Описываемая методика может быть использована при исследовании внимания школьников (начиная с подросткового возраста) и взрослых испытуемых. При обследовании младших школьников целесообразнее использовать упрощенный вариант этой методики с цифрами от 1 до 13 черного и от 1 до 12 красного цветов.

Оборудование

Секундомер, указка и таблица Горбова-Шульте размером 28х28 см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цветов. Высота цифр – 2 см, написаны пером, черной и красной тушью.

Образец таблицы

«.» – показывает красные числа

Процедура эксперимента

Эксперимент проводится индивидуально, включает в себя три серии. В первой серии испытуемый получает задание называть и одновременно показывать черные числа в порядке возрастания от 1 до 25. Во второй серии он должен называть красные числа в убывающем порядке (от 24 до 1). В третьей серии испытуемый попеременно находит черные числа в возрастающем, а красные числа в убывающем порядке. Например, 1 черный, 24 красный, 2 черный, 23 красный и т.д. В инструкции указывается, что задание необходимо выполнять быстро и без ошибок. Экспериментатор фиксирует в протоколе время и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка - ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке и наоборот; замена цифры - замена ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета - вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.

Образец протокола

№ серии

Время выполнения

Ошибки

t1 =

t2 =

t3 =

Обработка результатов

I вариант

1. Вычисляем время переключения внимания по формуле t3 - (t1 + t2).

2. Для того, чтобы сделать вывод о том, быстро, медленно или со средней скоростью протекает переключение у данного испытуемого, необходимо сравнить его результаты со среднегрупповыми для данного возраста.

Возраст

t переключения внимания

ошибки

7-8 (n=95)

9-10 (n= 100)

11-12 (n=75)

13-14 (n=78)

15-16 (n=77 )

17-18 (n=89)

> 18 (n=69)

М – среднее значение

Вывод

В выводе необходимо указать скорость переключения внимания данного испытуемого: примерно равна, выше или ниже возрастной нормы.

II вариант

При обработке результатов полученные данные первоначально переводятся в первичные показатели успешности. При этом пользуются следующими формулами:

t 1+ t 2

1. Для объема внимания t об = ----------- , где

T об – объем внимания,

T1 - время работы в 1-й серии,

T2 - время работы во 2-й серии.

2. Для распределения внимания t р = t3, где

T р –распределение внимания,

T3 – время работы в 3-й серии.

3. Для переключения внимания t n = t3 – (t1+t2), где

T n – переключение внимания.

Оценка результатов

Для оценки полученных результатов пользуются специальными шкалами (см. таблицу).

Ошибки учитываются как дополнительный показатель. Если испытуемый допускает более четырех ошибок, то его общая оценка снижается на один балл.

Показатель

Оценка в баллах

1 балл

низкий

2 балла

ниже среднего

3 балла

средний

4 балла

выше

среднего

5 баллов

высокий

Объем

Внимания

61 и более

51-60

38-50

30-37

29 и менее

Распределение внимания

321 и более

261-320

171-260

131-170

130 и менее

Переключение внимания

201 и более

161-200

91-160

51-90

50 и менее

Оценка переключения и распределения внимания. Может быть использована для обследования детей и взрослых.

Описание теста

Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.

Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения.

Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание – на другом бланке.

Инструкция к тесту

Для взрослых : «На Вашем бланке 25 красных и 24 черных числа. Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 24), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 25 до 1). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу».

Время выполнения задания фиксируется.

Вторая инструкция : «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны отыскивать красные числа в убывающем порядке, и черные числа в возрастающем порядке одновременно, попеременно. Например : красная цифра 25, черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2 и так далее.

Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным – в другом (снизу), таким образом получается два ряда букв».

Детский вариант : «На этой таблице красные числа от 1 до 24 и черные числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Ты должен показывать и называть черные числа в возрастающем порядке, а красные – в убывающем одновременно, по очереди: 1 – черное, 24 – красное, 2 – черное, 23 – красное и так далее».

Тестовый материал

Обработка результатов теста

Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания .

Виды ошибок : пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее.

Детский вариант красно-черной таблицы можно использовать после того, как испытуемому были предложены таблицы Шульте , поскольку это дает возможность сравнить результаты двух методик между собой. .

Обработка данных в детском варианте аналогична обработке взрослого варианта. Для сравнения берется среднее время выполнения заданий в методике Шульте и зафиксированное время работы с таблицей Горбова . Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания .

Источники
  • Методика Горбова «Красно-черная таблица» / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.117-118.

Примечание: выделенные цифры – черные

Учет и анализ результатов (по Платонову) .

Чтобы легче было наблюдать за ходом исследования, экспериментатору необходимо помнить, что черное число и следующее за ним римское красное при данной инструкции дают в сумме 25.

При наблюдении надо установить :

Быстро ли находит испытуемый данные числа, бывают ли большие задержки во времени;

Насколько хорошо удается отыскивать в указанном порядке числа двух самостоятельных рядов, в чем проявляются затруднения (замедленность работы, забывание последних действий, заторможенность);

Какие способы использует исследуемый, чтобы справиться с затруднениями в связи с необходимостью переключать внимание;

Не испытывает ли особых затруднений в середине выполнения задания, когда числа обоих рядов близки друг к другу (ряды скрещиваются);

Если взгляд исследуемого направлен на искомое число, всегда ли он его замечает, или бывает (часто ли), что не воспринимает.

При опросе следует уточнить :

Трудно ли было выполнять задание, в чем выразились затруднения;

Легко ли было помнить при возвращении к данному ряду, на каком числе остановился;

Когда было труднее выполнять задание: в начале работы, в середине или конце.

В качестве показателя хорошей или плохой переключаемости внимания берут Суммарное время выполнения первого и второго этапа (Т1 + Т2) сравнивают с общим временем выполнения третьего этапа Т3. Показатель переключения – это разница между

Т = Т3 - (Т1 + Т2) – это время, необходимое человеку для переключения.

Чем меньше этот показатель дополнительного времени, тем лучше, значит, исследуемый справился с заданием.

Выделяются следующие уровни переключения внимания (по красно-черной таблице):

I – разница во времени до 60 сек

II – 61…90 с.

III – 91…100 с.

IV – 101…120 с.

V – 121 с и выше.

Примеры краткой характеристики выполнения задания . Исследуемый Ю. Задание понял сразу. Выполнил задание быстро – за 2 мин 5 с с небольшим числом ошибок – 2. Необходимость переключения внимания не вызывала никаких видимых затруднений; не отмечено ни лишних слов, ни задержек в отыскании чисел. Задание считает не очень трудным и интересным.

Исследуемый П. Инструкцию понял не сразу. Поняв задание, был смущен его трудностью. На выполнение задания затратил очень много времени – 8 мин 8 сек; совершил при этом много ошибок (5). Необходимость переключения внимания вызывала заторможенность действий. Часто задерживался, терял нить (забывал, что ему нужно искать). При поиске очередного числа не мог охватить всю таблицу или ее часть, поэтому просматривал последовательно каждую строку, каждое число. Когда экспериментатор указывал на допущенную ошибку, не всегда сразу ее исправлял. Задание считает трудным: нелегко вспомнить число, на котором остановился, возвращаясь к данному ряду.

Предлагается и другой вариант обработки результатов и анализа 3 этапа

Рассчитывается общий показатель переключения внимания, равный сумме показателей по пяти этапам. Для его вычисления необходимо определить успешность выполнения задания «поиск цифр с переключением» для каждого этапа отдельно. Единый оценочный критерий, отражающий показатель переключения внимания, равен времени поиска цифр с учетом совершенных ошибок. Он рассчитывается по формуле

где А – показатель переключения внимания, Т и С – балльные оценки времени и ошибок соответственно.

Основные статистические характеристики по ПВ для студентов: показатель общей успешности А = 12,9. Как и объем внимания, переключение у женщин значительно выше: Аж = 13,6; Ам = 11,9. Увеличение времени и количества ошибок от 1 к 5 интервалу свидетельствует об истощаемости нервных процессов

Балльные оценки времени и ошибок по переключению внимания даны в таблицах 17 и 18

Шкалы: переключение внимания

Назначение теста

Оценка переключения и распределения внимания. Может быть использована для обследования детей и взрослых.

Описание теста

Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.

Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель - время выполнения.

Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание - на другом бланке.

Инструкция к тесту

Для взрослых : «На Вашем бланке 25 красных и 24 черных числа. Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 24), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 25 до 1). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу».

Время выполнения задания фиксируется.

Вторая инструкция: «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны отыскивать красные числа в убывающем порядке, и черные числа в возрастающем порядке одновременно, попеременно. Например: красная цифра 25, черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2 и так далее.

Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным - в другом (снизу), таким образом получается два ряда букв».

Детский вариант : «На этой таблице красные числа от 1 до 24 и черные числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Ты должен показывать и называть черные числа в возрастающем порядке, а красные - в убывающем одновременно, по очереди: 1 - черное, 24 - красное, 2 - черное, 23 - красное и так далее».

Тест

Обработка и интерпретация результатов теста

Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания.

Виды ошибок : пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее.

Детский вариант красно-черной таблицы можно использовать после того, как испытуемому были предложены таблицы Шульте, поскольку это дает возможность сравнить результаты двух методик между собой. .

Обработка данных в детском варианте аналогична обработке взрослого варианта. Для сравнения берется среднее время выполнения заданий в методике Шульте и зафиксированное время работы с таблицей Горбова. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания.

Источники

Методика Горбова «Красно-черная таблица» / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.117-118.

Методика «Красно-черная таблица» Шульте - Горбова

Цель: Определить уровень переключаемости внимания.

Материал и оборудование: бланк для записи, ручка, секундомер, стимульный материал (таблица с красными и черными числами). Черный (от 1 до 25) и красный (от 1 до 24) ряды чисел распределены в случайной комбинации, исключающей возможность логического запоминания. Для детей используется другая таблица, где черный ряд чисел от 1 до 13, а красный - от 1 до 12.

Процедура исследования Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания (первое задание), затем красные числа в убывающем порядке (второе задание). Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель - время выполнения.

Методика может быть использована для обследования детей и взрослых. Для детей процедура, инструкция и оценка результатов выполняются аналогично, по иной таблице.

Инструкция испытуемому в первой серии: «Возьмите указку. Вам будет предъявлена таблица с красными и черными цифрами. Как можно быстрее и без ошибок найдите и укажите все черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25. Цвет называть не надо, только само число. Если все понятно, тогда приготовьтесь. Начали!»

Инструкция испытуемому во второй серии : «На этой же таблице найдите и укажите все красные цифры в убывающем порядке от 24 до 1. Старайтесь работать быстро и без ошибок. Цвет цифры называть не надо, называйте только само число. Приготовьтесь! Начали!»

Перед началом каждой серии делают перерыв в 3-4 минуты для отдыха испытуемого.

Инструкция испытуемому в третьей серии: « На таблице черно-красных цифр как можно быстрее и без ошибок находите, называйте и указывайте то красные, то черные цифры попеременно. Черные должны при этом последовательно возрастать, а красные – убывать. Начинайте с 1-черной и 24-красной цифр. Цвет цифры называть не надо, только само число. Если все понятно и нет вопросов, тогда приготовьтесь. Начали!»

Стимульный материал

Обработка результатов. При обработке результатов заполняется таблица:

Далее строиться график времени, затраченного испытуемым на выполнение трех серий исследования. А также устанавливается время переключаемости внимания. Время переключения внимания подсчитывается как разность времени между третьей серией и первой со второй вместе взятых. Показатель времени переключения "Т" подсчитывают по формуле.

Т = Т3 – (T1+T2), где

T1 – время, потраченное испытуемым на выполнение первой серии;

Т2 – время, потраченное на выполнение второй серии;

Т3 – время, потраченное на выполнение третьей серии.

Интерпретация и анализ результатов: Время выполнения 3-го задания не равно сумме времен первых двух заданий, хотя, казалось бы, в 3-м задании выполняются те же виды деятельности. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания данного испытуемого (с одной деятельности на другую).

Уровень развития у испытуемого переключаемости внимания определяется с помощью таблицы.

Поскольку скорость выполнения заданий первой и второй серий существенно влияет на итоговый показатель переключения внимания, то если испытуемый выполнял задания в первой или второй сериях менее, чем за 33 с, итоговый показатель следует увеличить подняв ранг на единицу или двойку. Если в первой или второй сериях испытуемый на поиск цифр затрачивал более 60 с, то ранговый знак увеличивается на 1 или 2, то есть уровень переключения определяется как более низкий.

В том случае, если время переключения оказывается меньше или равно "0", опыт необходимо повторить. Это означает, что испытуемый не принял инструкции в первой или второй сериях.

Анализируя результаты, важно проследить специфику поиска испытуемым чисел, особенности выхода из затруднений, когда число по каким-либо причинам сразу найти не удается. Одни люди испытывают затруднения, когда искомое число находится рядом с только что найденным, а другие – когда оно отстоит от него далеко.

На основании анализа количественных показателей, графика времени выполнения трех серий, числа допущенных ошибок, словесного отчета испытуемого, наблюдений экспериментатора и протоколиста можно описать характер переключения внимания, учитывая особенности концентрации, и предложить рекомендации по его развитию. В юношеском возрасте студенты могут тренировать переключаемость, меняя виды деятельности, по-разному чередуя самоподготовку по учебным дисциплинам. Адекватными данному тесту будут упражнения переключения внимания с одного объекта наблюдения на другие, попеременное выполнение отличающихся действий.